ПОРТРЕТЫ И СУДЬБЫ: ГЕРМАН и ЦВЕТАЕВА | Певец и писатель: статья Анастасии Цветаевой об Анне Герман будоражит, волнует и восхищает нас…
журнал СЕНАТОР
журнал СЕНАТОР

ПОРТРЕТЫ И СУДЬБЫ


 

 

Уважаемая редакция!
С портрета, которым иллюстрировано эссе «Неразрывное эхо любви», на нас смотрит счастливое лицо Анны Герман, а в душе это «счастье» видится сквозь грядущую беду. Именно такое щемящее душу восприятие судьбы певицы навеяло на меня эссе Анастасии Цветаевой, особенно тот фрагмент, в котором она описывает свои чувства при разглядывании её последней фотографии, когда эта солнечная женщина была уже обречена, что она вполне отчетливо знала. И тут возникает ощущение какого-то всеобъемлющего угрызения совести из-за того, что при жизни Певицы мы не всегда могли платить ей той благодарностью, которую она заслуживала, особенно в драматические периоды её судьбы, сведения о которых обрывисто долетали до нас через средства массовой информации. Она была безнадежно больна, но уже совсем обессиленная недугом продолжала выступать и записываться, чтоб дарить нам свет, радость и оптимизм. Здесь особенно проявлялась величие и великодушие – подлинная интеллигентность Анны Герман.
Во всех своих (особенно последних интервью) она выражала благодарность людям из разных уголков планеты, которые морально поддерживали её и, прежде всего, в дни немощности после автокатастрофы и другие трудные периоды жизни. И в этом суть личности Анны Герман – человек сложной судьбы, достигший успеха и признания, она никогда не воспринимала это как должное. Потому чувство благодарности было, на мой взгляд, главным движущим стимулом её творчества: она не могла обидеть своего зрителя (слушателя), своих поклонников певческими трюками типа «фонограмма»; находясь на сцене, она не могла себе позволить снизить планку своего мастерства, даже в самые тяжелые мгновенья жизни.
А статья Цветаевой будоражит, волнует и восхищает масштабом душевных переживаний автора и главное – умением передать их так филигранно словами. Спасибо редакции за этот материал.
Впечатляют фотографии, которыми эта статья проиллюстрирована. На них – две выдающиеся женщины; они современницы и в то же время представители разных эпох, разница в их возрасте – почти в пятьдесят лет. Но они встретились и полюбили друг друга. И полюбили не случайно. Не случайно потому, что при всем их различии в возрасте, при всем различии жанров их творчества, этих двух Ан… объединяло общее стремление в своем труде опираться на вечные ценности, нравственности, высокой культуры и вкуса. И, наверное, поэтому интеллектуалка, представитель потомственных российских интеллигентов, сестра великого поэта Марины Цветаевой Анастасия Цветаева мечтала о том, чтоб Анна Герман стала певицей камерного жанра. Не потому что Цветаева хотела, чтобы Герман подняла свой уровень мастерства. Отнюдь нет. Ведь она за то и полюбила Певицу, что по изыску, утонченности Анна Герман в своем творчестве достигла совершенства и тем самым понятие «эстрадного исполнения» возвысила до уровня классики. Но забота Анастасии Цветаевой, на мой взгляд, определялась нежеланием видеть певицу в разряде попсы, где она была «белой вороной». Наверное, поэтому писательница хотела видеть Анну в статусе исполнителя такого жанра, который «законно и по праву» отнесен к классике.
А на фотографиях их позы чем-то похожи. Взгляды обеих женщин обращены куда-то в сторону. Обе простоволосы: здоровые, пышные, золотистые волосы молодой Анны Герман просто спускаются, не деформированные никакой модной в ту пору прической; седые, хранящие все признаки возраста, волосы Цветаевой не закручены в характерные «бабушкины кудряшки», не оформлены характерной для такого возраста сегодня предельно короткой стрижкой. И все вместе делает эти портреты чем-то схожими, но они крайне отличны. Молодое, почти не тронутое макияжем, чувственное лицо, и, прежде всего, глаза Анны Герман отражают погруженность в себя. Что за чувства одолевают эту красивую, казалось созданную для любви, счастья и благополучия, любимицу миллионов людей? Может это чувство надежды на что-то сокровенное, важное, судьбоносное?!
Взборожденное морщинами, мудрое лицо и глаза Анастасии Цветаевой выражают любопытство и призыв. Любопытство в том, достойны ли мы того духовного богатства, которое она (как и другие лучшие представители интеллектуалов старших поколений) оставляют нам и сможем ли понять его значимость в жизни сегодняшней и завтрашней? А призыв, отраженный в умудренном взгляде писательницы – это весьма актуальный в наше прагматичное время призыв помнить: «Нет, ни хлебом единым жив человек!»

Лариса Матрос (США)

SENATOR - СЕНАТОР


 

® Федеральный журнал «СЕНАТОР». Cвидетельство №014633 Комитета РФ по печати (1996).
Учредители: ЗАО Издательство «ИНТЕРПРЕССА» (Москва); Администрация Тюменской области.
Тираж — 20 000 экз., объем — 200 полос. Полиграфия: EU (Finland).
Телефон редакции: +7 (495) 764-49-43. E-mail: senatmedia@yahoo.com.


© 1996-2017 — В с е   п р а в а   з а щ и щ е н ы   и   о х р а н я ю т с я   з а к о н о м   РФ.
Мнение авторов необязательно совпадает с мнением редакции. Перепечатка материалов и их использование в любой форме обязательно с разрешения редакции со ссылкой на журнал «СЕНАТОР» ИД «ИНТЕРПРЕССА». Редакция не отвечает на письма и не вступает в переписку.